Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает любовь,
но не начинает любить первым.
Родителей волнует вопрос, как относиться к ребенку, чтобы он рос достойным человеком и проявил все свои потенциальные возможности. Как воспитывать, чтобы сформировать достойное поведение и сохранить душевное равновесие ребенку…
Наиболее важным условием того, что ребенок будет хорошо воспитан и сможет найти свое место в обществе— это проявление безоговорочной любви к нему родителей. Любить ребенка безусловно — это любить независимо ни от чего: ни от внешности или способностей, ни от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Любить ребенка при любых условиях, а не только когда хочется.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе», «Ты мне очень дорог», «А кто меня поцелует в щечку, чтобы поднять настроение», «А если мы вместе помоем чашки, успеем посмотреть мультфильм, который тебе нравится». Ребенку подобные знаки безусловного принятиянужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.
Основные движущие силы развития ребенка – это его деятельность и общение со взрослым
Если ребенок получает недостаточно знаков безусловного принятия, могут появиться эмоциональные проблемы, отклонения в поведении и даже нервно-психические заболевания.
Если мы любим ребенка безусловно, он чувствует, что ответ на вопрос -«Вы любите меня?»- утвердительный. Если же мы любим его условно – в зависимости от его успехов, поведения и пр., – он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.
От ответа, который получает ребенок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни.
Важно осознать родителям тот существенный факт, что у каждого ребенка есть эмоциональный резервуар. Выражение фигуральное, но понятие реальное. Это то, что получает ребенок, удовлетворяя свои потребности. От этого многое зависит: как ребенок себя чувствует, доволен ли он или подавленный. Это определяет и его поведение: послушный или непослушный, игривый, веселый или замкнутый. И только если эмоциональный резервуар полон, можно ожидать, что ребенок будет развиваться наилучшим образом или стараться изо всех сил. Чем полнее эмоциональный резервуар ребенка, тем положительное его эмоции и тем лучше его поведение. За наполненность резервуара отвечает, прежде всего, родитель. Поведение ребенка – это сигнал, указывающий на состояние этого резервуара.
Любовь и принятие ребенка
Настоящая любовь направлена на пользу и благо ребенка, наиболее важная ее характеристика — это принятие.
Существует «язык принятия» и «язык неприятия».
Для языка принятия характерно:
• оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»), а не личности («Ты очень жадный мальчик»);
• «временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось»), а не «постоянный» («У тебя никогда ничего не получается, как следует»);
• сравнение с самим собой, а не с другими;
• использование ласковых слов, похвалы, комплиментов;
• доброжелательные интонации, выражение заинтересованности;
• выражение своих чувств и отражение чувств ребенка;
• контакт глаз, улыбка, позитивные телесные контакты.
Для языка неприятия характерны:
• негативная оценка личности;
• «постоянный» язык;
• сравнение с другими (не в лучшую сторону);
• оскорбления, угрозы, приказы, команды;
• негативные интонации, «жесткая» мимика, угрожающие позы;
• отказ от объяснений;
• подчеркивание неудачи, указание на несоответствие ожиданиям.
Как же все-таки выражать свою любовь к ребенку. Дети (и чем они меньше, тем больше) своим поведением демонстрируют нам свои чувства. Таким же образом дети обладают сверхъестественной способностью распознавать наши чувства по нашему поведению.
Надо заметить, что есть существенная разница между смутным теплым чувством по отношению к ребенку и глубокой заботой и стремлением пожертвовать всем, что необходимо, для максимального удовлетворения интересов ребенка. И чтобы воспользоваться следующими советами, необходимо точно про себя знать: да, я по-настоящему люблю своего ребенка.
Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина – все это и наполняет эмоциональный резервуар ребенка.
Контакт глаз. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Контакт глаз используется как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями (и другими людьми!) для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар. Любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания для детей. Если ребенок смотрит вам в глаза подолгу, не отводя глаз, если ему нравится заглядывать вам прямо в глаза – радуйтесь! Это значит, что он любит вас и доверяет вам. Родителю повод посмотреть ребенку в глаза предоставляется в течение дня много раз: за игрой, за столом, во время совместного приготовления уроков, при минутных встречах на коридоре, по пути на кухню, при пожелании «спокойной ночи» поздно вечером. Единственное, что от родителя действительно требуется, – сохранить доброе, радостное душевное состояние, потому что только в этом случае ваш взгляд будет излучать любовь. Хотя близкий духовный контакт со своим ребенком – это сама по себе радость. Потому что это не мы подпитываем ребенка – мы сами становимся сильнее, чище и счастливее.
Физический контакт. Казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее, поразительный факт: исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными и чрезмерными. Ребенок, растущий в доме, где родители успевают сделать это, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с людьми. Ему будет легко общаться с другими, и, следовательно, он будет пользоваться общей симпатией и у него будет хорошая самооценка.
Если ребенок не очень-то любит прикосновения (ласку-то мы все любим, а вот принимать ее умеет не каждый), можно маскировать их, скажем, необходимостью поправить челку дочери либо стряхнуть пылинки с рукава сына. Довольно простые действия, но дают они очень многое.
Пристальное внимание. Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире: «В эту минуту я самый, самый главный на свете для моей мамы (папы)» – вот что должен чувствовать ребенок в этот момент, это и является целью пристального внимания. По мере того как дети растут, это время, когда вы полностью сосредоточиваетесь на своем ребенке, следует увеличить. Такие минуты бесценны. Именно они дают ребенку огромный заряд самоуважения, осознания собственной ценности. Практикуя пристальное внимание, очень скоро вы заметите, что ваш ребенок стал спокойнее, рассудительнее, увереннее в себе, что он меньше скандалит и, как ни странно, гораздо меньше привлекает к себе внимания.
Дисциплина. В области воспитания детей дисциплина − это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Что ее формирует? Достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, письменные просьбы, обучение, обеспечение возможности ребенку самому учиться и набираться различного жизненного опыта, в том числе и умения отдыхать, и все это под разумным и благожелательным руководством взрослых. Если нет сильной, здоровой, основанной на искренней любви и привязанности связи с родителями, ребенок реагирует на диктат родителей с гневом, враждебностью, негодованием, обидой.
При воспитании ребенка худший враг − это бесконтрольные взрывы эмоций, особенно родительского гнева. Слишком бурное проявление негодования, особенно бесконтрольные взрывы гнева, поначалу очень пугают ребенка, а потом подтачивает его уважение к родителям. Но важно помнить, что раз уж так случилось и вы потеряли хладнокровие, то не надо бояться извиниться перед ребенком, когда вы остыли и пришли в себя. Даже из такой плохой ситуации можно выйти с достоинством. Если после ссоры воцаряются мир и покой, душевная близость и сердечное тепло, ребенок и родитель никогда не забудут эти драгоценные минуты, они бесценны.
Каждому ребенку нужен и контакт глаза в глаза, и физическое прикосновение, и пристальное внимание, но одновременно и дисциплина. Ребенок должен чувствовать и нашу любовь, и нашу твердость. Искренняя привязанность совершенно не противоречит твердости и требовательности по отношению к своему ребенку, а нежность и ласковое обращение не уменьшают твердость и не пестуют вседозволенность. Вседозволенность предполагает недостаток твердости и отсутствие границ, в рамках которых допустимо нормальное поведение ребенка, а вовсе не любовь. И если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего и возвращать.
Подготовлено по материалам
методической рассылки
Национального центра усыновления
Республики Беларусь
разгарнуць » / « згарнуць