Ход развлечения:
Зал оформлен в виде русской избы. Три девочки в русских сарафанах сидят на скамейке и поют песню «Ходила младешенька по борочку».
Дети входят в зал, рассаживаются на стульчики.
Вед(музыкальный руководитель)- Три девицы под окном.
Пряли поздно вечерком
1 девица: Кабы я была царица,-
Вед: Говорит одна девица-
1 девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица: Кабы я была царица,-
Вед: Говорит ее сестрица,-
2 девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 девица: Кабы я была царица,-
Вед: Третья молвила сестрица,-
3 девица: Я б для батюшки – царя
Родила богатыря.
Вед: - Ребята вы узнали сказку? Как она называется? («Сказка о царе Салтане») Кто написал эту сказку? (А. С. Пушкин) Какие еще вы знаете сказки А. С. Пушкина? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т. д.) Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чем говорится в сказке. Какую музыкальную сказку мы с вами слушали?(«Сказка о царе Салтане») Как по-другому она называется?(опера) Что такое опера? (музыкальный спектакль, где люди поют)
Вед: - Сегодня мы еще раз вспомним оперу «Сказка о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он создал не только эту оперу, а также оперы по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный», «Шехерезада» и другие. Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Но давайте вернемся к опере «Сказка о царе Салтане». В сказочном волшебном городе было три чуда. Первое из них? (Белка) Помните, как у Пушкина, расскажи….
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поет.
Да орешки все грызет.
Изумрудец вынимает.
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет.
И с присвисточкой поет.
При честном при всем народе:
Во саду ли в огороде.
(Дети слушают музыку «Белочки»)
Вед- Какая ребята по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, веселая) В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Ребята вы песенку белочки узнали? Давайте ее споем?
Песня «Во саду ли в огороде»
Вед - Какие движения можно показать под эту музыку? (танцевальная импровизация - девочкам предлагается показать, какие движения исполняла бы белочка)
Вед - Второе чудо - тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Дети слушают муз.отрывок «Тридцать три богатыря»)
Вед- Что вы слышите? (композитор передает в музыке шум морского прибоя) Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри. Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая) Богатыри постепенно выходят из моря, они сильные и мужественные защитники города. Какими красками изображают художники богатырей? (желтыми, золотыми, яркими, блестящими) Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать) А у белочки музыка похожа?(на песню) Какие еще музыкальные жанры вы знаете? (танец) Сколько всего музыкальных жанров? (три: песня, марш, танец)
Игра: «Узнай музыкальный жанр и покажи его движениями»
Вед - Ребята, а какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь) Правильно, самая прекрасная Царевна-Лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава:
А как речь-то говорит;
Словно реченька – журчит.
Вед - Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица, лебедь. Лебедь - удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.
(Дети слушают муз.отрывок «Царевна-Лебедь»)
Какая музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая)Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. (Музыкальный руководитель играет отрывок на фортепиано) А когда эта птица лебедь превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.
Вед - Ребята посмотрите, как по-разному увидели Царевну-Лебедь художники. (Показывает слайд картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь») Обратите внимание на переливчатость цвета, на то, как появляется из перьев лицо Царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. Кто написал эту картину? (М. Врубель) А художник В. Канашевич очень точно рисует Царевну, как написал Пушкин: Месяц под косой горит, а во лбу звезда горит.
Вед - Ребята, давайте еще раз вспомним музыку Римского-Корсакова и картины разных художников
Вед- Теперь, когда вы вспомнили сказку и послушали отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане», скажите, какой эпизод сказки вам запомнился? Кто из персонажей вам показался наиболее ярким и какая музыка его сопровождала? Хотели бы вы прослушать сказку в концертном зале с «живой» музыкой, то есть с настоящим симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?
Я предлагаю вам, ребята, отобразить свои впечатления от встречи с музыкой Римского-Корсакова «Три чуда» в рисунке. (дети рисуют, впоследствии оформляется выставка этих рисунков)
раскрыть » / « свернуть